Законы шеринга неуклонно проникают в автомобильный рынок
Сегодня законы, которые легли в экономику совместного потребления упорно пробираются в сферу автомобильного бизнеса. Многие уже не хотят тратить деньги и время на приобретение ненужных вещей. Им легче «шерить», то есть делиться вещами с теми, у кого они есть. Теодор Левитт отметил это такими словами:
«Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель. Им нужна четвертьдюймовая дырка в стене».
И кто станет спорить, что гораздо удобнее снять жилье в другом городе, чем купить его себе там? К чему теперь покупать катер, если выгоднее его просто взять напрокат для морской прогулки? Занимающая место в доме газонокосилка тоже не нужна. Легче арендовать услуги специалиста, который придет в удобное время и сделает из газона шедевр, да еще и за умеренную плату. Законы шеринга уже упорно пробираются и в автомобильный рынок.
Культура совместного потребления
Стартовала культура совместного потребления в 2010 году. Создание смартфонов повлекло за собой распространение мобильных приложений, предлагающих разные сервисы. Один из них — Airbnb, напоминающий CouchSurfing. Оба сервиса помогают найти жилье для аренды.
Кроме того, онлайн-платформы шеринга помогают обмениваться новой и б\у одеждой (Rent the Runway ) или арендовать на короткое время офис (We Are Pop Up). Россиян пока еще удивляют возможности найти в режиме онлайн партнера для делового ланча (Meal Sharing, Traveling Spoon) или найти семью, в которой можно поужинать (EatWith).
В сервисе SnapGoods вы без труда возьмете в аренду теплую одежду, инструменты, лыжи или все остальное, чем хозяин пользуется крайне редко. Rentoid создан помогать в прокате спальных мешков, палаток и любого туристического инвентаря. Сейчас арендуют коляски, игрушки и даже домашних животных. Практичные китайцы создали сервис Sharing E Umbrella исключительно для того, чтобы делиться зонтами. А экономные немцы на Conjoule предлагают хозяевам ветряного оборудования и солнечных батарей продать лишнее электричество тем, у кого его не достает. Есть и российский сервис по шернигу - JetSmarter . Но пока он предлагает взять напрокат самолет.
Исследования результатов работы энтузиастов в области шеринга говорит о том, что бизнес-показатели его растут. Например, Airbnb уже достигла оборота в 30 млрд долларов. А это уже превышает капитал знаменитых отелей Hilton на 0,5 млрд долларов. Как сообщает консалтинговая компания PwC, уже к 2025 году вокруг шеринговых сервисов будут вращаться 335 млрд долларов. Эта приблизительная сумма, которую могут сгенерировать подобные сервисы, но работающие в таких же секторах традиционно. Прогнозируемый рост шеринга на территории Европы — 35% в год. Показатели превысят рост экономики Евросоюза без малого в 10 раз.
Шерить можно от туристической палатки до домашних питомцев
Частный подход особенно ценится
Неудивительно, что шеринг глубоко и настойчиво проникает в сферу автомобильных услуг. Uber, который ввел уже известный термин «уберизация», давно стал символом услуг совместного пользования. Он уже активно работает в 500 городах мира. Список пользователей этого сервиса насчитывает сотни миллионов.
BlaBlaCar — более известный на территории нашей страны сервис - уже дал фору местным компаниям, занимающимся перевозками. Возможностью найти попутчика уже пользуется около 50 млн путешествующих в год.
Что касается каршеринга, то он уже развивается семимильными шагами не только в мире, но и в России. На территории нашей страны работают в этой области около 30 компаний. В одной только столице число зарегистрированных пользователей каршеринга преодолело отметку полмиллиона. Автопарк машин для каршеринга (краткосрочной аренды) составляет 3 000 машин. Как показывают исследования, каждая из этих машин используется 7-8 раз в сутки.
peer-to-peer каршеринг
Но что касается аренды авто у их владельцев, то ее можно назвать новым веянием в сфере экономики совместного пользования. И это особенно удобно когда личная машина стоит без дела. Подобные услуги начали развиваться не так давно — всего несколько лет назад. Но спрос на «peer-to-peer» (сокращенно p2p) – от частника – частнику неизменно растет. Компания Global Market Insights, отметила, что список автомобилей в системе p2p через два года во всем мире перевалит через отметку в несколько десятков миллионов. Оборот от шеринга в автомобильной сфере к 2024 году составит, без малого, 7 млрд долларов.
Высоких показателей в области p2p каршеринга уже достигла американская Turo. В ней уже зарегистрировалось 4 млн пользователей. Автомобильный парк у Turo составил 170 тыс машин. Еще три преуспевающих сервиса работают на территории Европы — Auting, Drivy и Snappcar. Оборот вокруг этих сервисов очень немалый. В одной только Франции p2p достиг почти 3 млрд. евро. Немного проигрывают ей в этом плане Германия и Великобритания. Оборот первой составил чуть выше 2 млрд. евро, второй более 1,5 млрд. евро.
Взаимная выгода
Наглядно проследить как работает p2p в России можно на примере сервиса Rent a Ride. В нем уже зарегистрировано более 7 000 авто. Их владельцы уже активно предлагают машины для посуточной аренды. Руководство сервиса сообщает, что автомобильная база растет на 150 машин в неделю. Число активных пользователей перевалило за 50 000.
Чтобы стать участником нужно пройти процедуру регистрации и выставить фотографии своего автомобиля. Машину на сервисе можно арендовать на период от 1 дня. Сервис установил систему залога — от 5 000 до 10 000 руб. Сумма залога зависит от класса автомобиля. После оформления заявки автомобиль передается на пользование арендатора. Заключается подробный договор. Залог возвращается арендующему через 7 дней — именно такой срок нужен для проверки штрафов. В договоре прописано, что залог также может использоваться для устранения небольших повреждения авто. Угоны, серьезные аварии и другие сложные ситуации прописываются в договоре. А посуточное КАСКО предлагает застраховать авто на время аренды.
Директор Rent A Ride, Ладыгин Александр, утверждает, что каршеринг по системе р2р отличается большим преимуществом по сравнению с поминутной арендой. Здесь легче найти не только широко используемые автомобили эконом класса, но и седаны премиум класса, минивэны, олдтаймеры, кабриолеты и невероятные экзотические модели.
Второе преимущество р2р — цена. В столице или в Санкт-Петербурге авто распространенных моделей (Hyundai Solaris или KIA Rio) сдается, в среднем, за 1.5 тыс. руб за сутки. BMW 5, Toyota Camry или Mercedes-Benz E-Class за 10 000, 2 000 и 8 000 руб соответственно. Авто премиум класса (BMW 7, Mercedes-Benz S-Class или Audi A8 ) арендуются от 12 до 45 тыс. руб в сутки. Если же вам хочется покататься денек на Tesla Model S, нужно заплатить около 30 000 руб.
О чем стоит подумать
Руководители российских сервисов р2р утверждают, что потребность аренды машин у частников будет неуклонно расти. Особенно если учесть, что еще не так давно к каршерингу относились скептически, но на сегодняшний день он стал довольно популярен. Ожидается, что «соцкаршеринг» станет не менее популярным. Это кажется особенно достижимым, если учесть как быстро развиваются платформы для аренды. А когда арендуемую машину можно будет без труда застраховать на короткий срок или получить его по подписке, процедура станет проще, чем возможность использовать абонемент в фитнес-клуб.
Получается, что шеринговые услуги в ближайшее время повлияют и на автомобильный рынок. Никто не говорит о том, что все разом откажутся от собственного авто. Но как показывают результаты работы принципов совместного потребления, список автовладельцев будет редеть. А это неизбежно повлияет и на автомобильную индустрию.
Эксперты Boston Consulting Group (BCG) уже подсчитали, что к 2021 году по причине популярности каршеринга продажи авто существенно снизятся. А компенсировать прибыль от каршеринга в этом случае удастся только на треть от потерь. Как сообщает BCG, убытки от этого для производителей составят почти 7,5 млрд долларов.
Но есть и минус, который может препятствовать росту популярности каршеринга. Это недостаток доверия. А доверие — неотъемлемая часть успешной работы этой системы. Кроме того, иметь более скептический взгляд на совместное пользование помогает система регулирования подобных услуг на госуровне. Например, уже сейчас в некоторых странах деятельность Uber запрещена. Он же имеет не очень хорошую репутацию в России. Судебные случаи с BlaBlaCar и Uber также могут замедлить рост популярности каршеринга.
Ситуация показывает, что р2р — шеринг пока имеет много спорных моментов. Но скорее всего автопроизводителям, дилерам и другим участникам авторынка нужно начинать готовиться к тому, что аренда автомобиля у соседа вместо покупки своей машины скоро станет привычной и для россиян.