Вертолетные перелеты — самое подходящее решение для избавления от проблем, связанных с автомобильными пробками в крупных городах. Что касается столицы Российской Федерации, то ситуация здесь достаточно непростая. Многие мечтают вырваться из московских пробок, отправившись на срочную встречу вертолетом. Пока в других регионах страны воздушное такси становится привычным видом перемещения, Москва остается нелетной зоной. Исключение составляют только полеты работников государственных структур и ведомств.
Но Москва и Подмосковье всегда были разными государствами. Подмосковье давно не считает вертолетное такси экзотикой. На территории нашей страны уже работают около 200 компаний, оказывающих услуги авиатакси. Лидеры среди них - «Газпром авиа» и «ЮтЭйр». Главными клиентами компаний стали корпоративные клиенты нефтедобывающих организаций. Кроме того, есть множество небольших фирм, которые предлагают услуги перелетов с частной или развлекательной целью. Часто в ведомстве таких фирм имеется всего один вертолет. Определенная схема обширной вертолетной компании в стране пока не сформировалась.
Попытки взлететь с «ЮтЭйр»
Еще в 2005 году компания «ЮтЭйр» вместе правительством столицы создала пробный проект вертолетных перевозок. Это должен был стать стремительный и масштабный скачек. Предполагалось приобрести машины В-3А «Сокол» и СВ-4 «Стриж» - на 10 и 4 пассажира соответственно. Производитель вертолетов — польская компания. Кроме того, у Eurocopter должны были купить вертолеты на 4 и 5 пассажиров - ЕС120B и АС-355Н. Мартиросов Андрей, директор «ЮтЭйр» оценивал размер инвестиций приблизительно в 450 млн долларов. Около 30% инвестиций должно было вложить правительство столицы, остальная часть приходилась на частных инвесторов. Планировалось окупить вложенные средства через 6 лет. Полеты должны были стартовать в 2005-2006 году. Но дальше планов дело не пошло.
А будет ли спрос?
Самая последняя попытка запустить воздушный извоз в столице была принята в 2014 году. НИИПИ (МосготрансНИИпроект), находящийся в ведомстве московского департамента транспорта, составил схему распределения вертолетных площадок в столице. В схеме были показаны два коридора по руслу Москва-реки (коммерческие перевозки) и еще 84 точки, где можно было разместить вертолетные площадки. Инициатором проекта стала компания «Русские вертолетные системы». Казалось, что либеризацией правил полетов над Москвой займется департамент транспорта. В том-же году департамент сообщил, что проект был передан на рассмотрение в центральные ведомства столицы. Но воз и ныне там.
В чем причина неудачных попыток? Редактор издания «Авиатранспортное обозрение», Синицкий Алексей, считает, что причина не в гипотетическом риске падения вертолета, а в банальном отсутствии спроса.
Проблема инвестиций в вертолетные перелеты
На сегодняшний день ни один инвестор не поверил в спрос на вертолетный извоз. Хотя какой может быть спрос, если никто так и не сделал реальное предложение? В столице до сих пор нет хоть какой-то инфраструктуры воздушного такси. А такой масштабный и новый для столицы проект просто невозможно развивать поэтапно, занимаясь только привлечением мелких фирм с пятью вертолетами в парке. Для запуска нужен резкий скачок со строительством достаточного количества площадок, вертодромов и большим авиапарком.
Андрей Синицкий отмечает, что в столичном небе уже не редкость полицейские, правительственные и пожарные вертолеты. Это свидетельствует о том, что вероятность катастрофы достаточно низка. Если говорить точнее, то в Москве пока не произошло ни одной катастрофы, связанной с вертолетами. Кроме того, при хорошем финансировании вертолетные службы быстро находят соответствующие своим возможностям задачи. В том случае если потребители будут платежеспособными, то адаптация авиационных норм к реальности пройдет без трудностей.
Как это работает в мире?
В каждом мегаполисе мира есть свои правила для вертолетных перелетов. Столица России в этом отношении напоминает Париж. В Париже есть запретная для полетов зона — город, находящийся внутри внешнего кольца бульваров, а также деловой район Ле-Дефарс. Эти зоны открыты только для санитарных и полицейских вертолетов при наличии соответствующего разрешения. Кроме того, редко в этих местах разрешается пролетать вертолетам с высокопоставленными иностранными гражданами на борту. Что касается коммерческих перелетов, то в Париже нет возможностей для их развития.
По-другому обстоит дело в Лондоне. Хотя небо английской столицы стало самым контролируемым воздушным пространством в мире, в коммерческих целях его использовать разрешено. Но и в Лондоне есть запрещенные для перелетов зоны, хотя их и немного. Это зоны с большой концентрацией людей или административных зданий. Одни из таких районов — Гайд-Парк и Вестминстер. В остальных же районах от вертолетов требуется следовать строго по маршруту без срезывания углов. Кроме того, вертолетам запрещено приближаться более чем на 500 футов (около 250 метров) к сооружения, речным судам и зданиям. Все маршруты разработаны с учетом этих правил. Также полеты разрешены только при хорошей видимости.
В США все просто и понятно — нельзя летать над конкретными зданиями, среди которых Белый дом. Там летают так часто и много, что правительство занимается не регулировкой правил, а уменьшением количества полетов. В Нью-Йорке полеты над рекой Гудзон, занимающие от 15 минут, стоят от 200 до 350 долларов США с одного пассажира. Все компании, предоставляющие услуги вертолетного извоза базируются в одном месте — на территории причала 6 (Нижний Манхэттен). В 2016 году компании столкнулись с проблемой жалоб от экологов. В том году было совершено 59 000 полетов и экологи были озабочены повышенным уровнем шума в прибрежной части города. В итоге, с начала 2017 года количество полетов было сокращено властями вдвое.
Бразильский Сан-Паулу - 20 миллионный мегаполис, страдающий от вечных пробок. По этой причине те бразильцы, которым по карману воспользоваться вертолетом, с удовольствием пересаживаются на воздушное такси. Ежедневно в Сан-Пауло совершается около 500 перелетов, большая часть из которых — развлекательные. В городе почти 200 площадок, что очень удобно для любого направления, которое потребуется клиенту.
Дорогое для Москвы удовольствие
В российской столице аренда вертолета Robinson R44 (3 пассажира) обойдется в 36 000 рублей за час, а EC 130T2 (7 пассажиров) — в 88 000. Кроме аренды, нужно учитывать сбор за использование вертолетной площадки, топливо, государственные сборы. Все это увеличивает цену за час примерно на треть. Получается, что перелет от Шереметьево до Домодедово или от Внуково до МКАДа обойдется в 9 000 руб с одного пассажира. Перелет отнимет около 30 минут, но минимальное время аренды вертолета — 1 час. Если же арендовать EC 130T2 , то поездка обойдется немного дешевле — 8 300 руб. Так что остается мириться с городскими пробками или переезжать в Сан-Паулу.