История делового туризма началась еще в VII веке. Тогда купцы совершали деловые поездки с целью реализации пушнины, тканей, одежды и многого другого. Во времена Петра I деловые поездки осуществлялись в Европу. Их целью было обучение военному делу. Сам Петр I ездил с деловой поездкой в Голландию, где было престижно совершенствовать свои навыки в военном деле. С появлением разного рода транспорта география деловых поездок достигла всех концов земли. Дворяне из России отправлялись в разные страны для изучения языков, а Россия открывала свои двери чужестранцам, желающим завести новых партнеров. Нерешаемой проблемой долгие годы оставалось лишь посещение Африки, но и эта трудность со временем перестала быть непреодолимой.
Сегодня целью делового туризма остаются:
- Поиск работы
- Налаживание связей с новыми партнерами
- Обучение профессии, языку или навыку
- Вложение средств в иностранные предприятия с целью получить прибыль
- Анализ заграничного опыта в различных областях.
Самые популярные направления делового туризма
- Повышение квалификации сотрудников. Как правило, в этом случае на повышение квалификации отправляются лучшие сотрудники. Зачастую этот метод используется в сетевом бизнесе, таком как Avon, Amway и т.д.
- Посещение выставок технических достижений с целью наладить новые связи. Как правило, такие выставки организуются в городе-центре определенной отрасли. Например, авиасалон в Лебурже, выставка фермеров в Ганновере или автовыставка в Женеве.
- Встречи и форумы. Среди них могут быть выставки международного масштаба. Такие мероприятия помогают уделить внимание главным проблемам той или иной отрасли. А общение здесь играет не последнюю роль в развитии бизнеса.
- Поездка на показы мод. Поездки организовываются для сотрудников модной индустрии. В такое время город, в котором проходит выставка становится местом заключения контрактов между производителями одежды, косметики и модельными агентствами.
- Обучающие поездки. Сотрудники фирмы могут отправляться в другие страны с целью выучить новый язык или усовершенствовать свои знания.
- Волонтерские программы. Такие поездки особенно популярны среди молодежи. Участники программ едут в другие страны или города, где они будут оказывать помощь в проведении различных мероприятий в обмен на предоставленное им жилье и еду.
Пример - Чемпионат Мира по футболу.
Мировыми центрами для развития делового туризма стали Монако, ОАЭ и Кипр.
Деловой туризм в России
Развитие делового туризма в нашей стране было приостановлено железным занавесом, который ушел с распадом Советского Союза. С 90-х годов в страну активно привозятся автомобили, одежда и техника. В наше время соотечественники ездят за границу не только за вещами, но и за обучением, посещением выставок и фестивалей. Кроме того, в самой России есть немало мест, куда можно организовать поездку.
Центрами делового туризма стали Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Владивосток. На сегодняшний день в 50 российских городах деловые мероприятия проводятся ежегодно. Но стране есть в чем улучшаться. Одной из главных проблем остаются непомерно высокие цены на деловой туризм. Пока идеально для большинства мероприятий подходят Сочи, Москва и Петербург. Остальные города не имеют настолько развитой инфраструктуры, комфортабельного транспорта и гостиниц подходящего класса.
Несмотря на это, перспектива развития делового туризма в России все же существует. Страна обладает всеми необходимыми ресурсами для организации внутреннего и въездного делового туризма. А он, в свою очередь, будет способствовать расширению сотрудничества и развитию экономики страны.