Деловая авиация по косточкам: от банки с селедкой до бассейна на борту
Заглянуть в подробности устройства деловой авиации помогает Михаил Титов, глава компании «Системы Бизнес Авиации» и вице-президент ОНАДА.
Первый самолет, имеющий статус бизнес класса, приземлился на территорию Шереметьево еще в 90-е. Сегодня и устройство самолетов и услуги, которые предоставляются на борту заметно изменились. Душ в спальне, спа-салон и подобные удобства едва ли кого-то удивят в наше время. То, что раньше считалось роскошью давно стало необходимостью, ведь некоторым приходится проводить больше времени в самолете, чем дома.
Михаил Титов дал интервью на территории аэропорта «Внуково-3» во время проведения выставки международной деловой авиации RUBAE-2018. Мало кому известно о деловой авиации столько- же, сколько ему. Особенно, если учесть, что Титов — основатель самой обширной отечественной компании бизнес-авиации «РусДжет» и руководитель «РусАэро».
Немного истории деловой авиации в России
Бизнес-авиация нашей страны рождалась мучительно в нелегкие 90-е. Случилось это так: в столице весьма неожиданно приземлился первый в истории страны частный самолет. Но если в мире тогда было известно, что делать в таком случае, то Россия стала исключением. Пришлось задуматься о том, что должны быть структуры, которые планируют полеты, занимаются созданием бизнес-самолетов (джетов) и даже их ремонтом. Разумеется, для нашей страны это было предметом мечтаний.
А с чем могут чудить наши граждане? Конечно, со всем, что связано с едой. Особенно запомнился один постоянный клиент, который заказывал на борт неизменно ведро с вареной картошкой. В комплекте к картошке добавлялась банка чищенной селедки. И больше ничего. Конечно, все были удивлены этим. В наше время уже не требуется удовлетворять такие запросы, да и работать без таких историй уже не так интересно.
Авиа-рынок стал более цивилизованным. Уже никто не хочет выделяться, изощрения не в моде. Клиенты становятся прагматичными. А возможности сегодняшней авиации, вместе с тем, растут. Услуги, которые предоставляются кейтеринговыми компаниями не имеют ограничений. Клиент буквально может заказать еду из любимого ресторана. Бизнес-авиация реагирует на любое личное желание клиента.
Спустя годы деловая авиация начала резко развиваться. Пик развития пришелся на 2010 год. В то время у отечественных бизнесменов было уже около 600 самолетов. На сегодняшний день в России уже хорошо функционирует инфраструктура по обслуживанию любых частных самолетов.
Уже никто не хочет выделяться, изощрения не в моде. Клиенты становятся прагматичными.
Влияет ли кризис на деловые перевозки? Экономическая сторона
Авиацию бизнес класса можно назвать отражением экономического состояния страны. Она была придумана не просто для люксовых полетов. Ее первоочередная цель — деловые перевозки. Крупный кризис неизбежно влияет на деловую авиацию. И влияет мгновенно. Спрос на такие услуги сразу падает, число полетов тоже, а самолеты дешевеют.
Бизнес-авиация «… была придумана не просто для люксовых полетов. Ее первоочередная цель — деловые перевозки».
Что касается нашей страны, то кроме внешних экономических проблем, есть и внутренние. Большая из них часть имеет прямую связь с санкциями. Официальные данные говорят о том, что за последние 4 года количество деловых перевозок сократилось почти на треть. В прошлом году отмечался небольшой рост. Но назвать ситуацию стабильной в этой области никак нельзя. Однако можно извлечь из этого положения и плюсы. Один из выходов — производить самолеты в своей стране. К тому же количество воздушных судов, ввезенных в Россию также возрастет.
Где собирают бизнес-джеты? Немного географии
В производстве самолетов лидерами является Бразилия, Канада, Франция и США. Однако производителей на самом деле не так уж и много. Что касается нашей страны, то строительство бизнес-джетов началось здесь совсем недавно. На последней стадии сборки находятся 4 российских самолета, и 2 из них показаны на выставке. Один самолет был задействован во время ЧМ 2018 администрацией UEFA. На нем летали на протяжении 60 часов. Замечаний к отечественному джету не было.
Особое внимание на выставке RUBAE привлекало воздушное судно от компании Piaggio. Несмотря на то, что самолет не распространен в России, Piaggio очень привлекателен и аккуратен.
А российская модель Sukhoi SuperJet VIP удивляет посетителей своим интерьером и хорошей отделкой.
Экстерьер и интерьер бизнес-джетов. Анатомия воздушного судна
Чаще всего самолеты отличает наполнение салона, размер и интерьер. Деловые самолеты , как правило, имеют скромную, не кричащую отделку, которая не будет отвлекать от переговоров. К примеру, самолет Меркель очень прост изнутри. Хотя в его интерьере используются качественные дерево и кожа, они не перетягивают на себя внимание. Большинство бизнесменов и политиков, как и Ангела Меркель, не хотят выделяться. В их джетах не встретишь вензелей или украшений. Чего не скажешь о джетах арабских шейхов. Здесь вы найдете и дорогие эксклюзивные ткани, и золото, и дорогостоящие материалы отделки.
В гражданской авиации процесс проектирования и сборки самолета имеет название «комплишн». Изысканные интерьеры в джетах планируются в специализированных салонах. При их отделке важно учитывать состав материалов. Все они должны быть безопасными. Обычная фабрика мебели не имеет права изготовить заказ для джета. В самолете всегда особые ткани и конструкции. Их стоимость иногда равняется стоимости всего самолета, который сходит с конвейера. Все материалы имеют сертификаты. Они должны соответствовать нормам пожарной безопасности, а значит быть негорючими. С этой целью кожа и дерево обрабатываются особыми составами.
Что касается строений салона, то здесь ограничений очень мало. И те, что есть, в первую очередь связаны с безопасностью. Спальная комната или душ без труда устанавливаются в большом самолете и уже давно никого не удивляют. Кроме того, в джете можно установить небольшой бассейн, игровую комнату или спа-салон. Фактически, клиент может заказать все, что ему угодно, исходя из своих возможностей.
Аренда или покупка? Переходим к математике
Кто-то думает, что при частых полетах выгоднее приобрести свой самолет. Расчеты, которые тратятся на все не так легко подытожить. В любом случае — личный самолет — это роскошь. По сути, рассчитать его выгоду практически невозможно. Например, у вас на стене висит шедевр — очень дорогая картина. Да, она стоит очень много. Но вы не имеете от нее никакой выгоды. Выгода будет только после ее продажи.
...я не сказал бы, что личный самолет повысит ваш рейтинг. Когда шлагбаум Внуково — 3 опустится, никто даже не узнает, что у вас есть свой самолет. Личный бизнес-джет просто средство личного комфорта.
В наше время уже есть бизнес самолеты, которые преодолевают трансатлантические расстояния. Это стало возможно благодаря экономичным моторам и современным технологиям. Конечно, такой факт влияет на стоимость джета. Например, самолет, вмещающий 15-20 пассажиров, который может совершить перелет до Нью-Йорка стоит гораздо дороже, чем тот, что летает на короткие расстояния и вмещает 3-4 человека. Цена зависит от размера самолета, его возраста и строения.
Часто бывает так, что кто-то покупает самолет, а потом понимает, что не в состоянии его содержать. Самый дешевый джет стоит 4 млн долларов. Самый дорогой — не меньше 100 млн долларов. Самые распространенные модели продаются за 40-50 млн долларов. А содержание немаленького джета обходится в 3-4 млн в год. Это те средства, которые затрачиваются на перелеты и допуски к использованию. Достаточно дорого, не правда ли?
Я не сторонник того, чтобы обременять себя лишними затратами. Летом арендовать самолет можно за 9-10 тыс долларов в час. Небольшие модели стоят 2-3 тыс долларов. Короткие перелеты всегда стоят дороже длинных из-за расходов в аэропортах.
К тому же, недавно стали появляться компании, запускающие регулярные и заказные перелеты на коммерческих самолетах. Мне не совсем понятна выгода такой услуги. Кажется, что продажа билетов на частный самолет становится бессмысленной. Клиенту может быть не по душе соседство с чужим человеком. В таком случае можно просто купить билет в салон бизнес-класса. Такие сервисы, по моему мнению, не станут популярными. Но если начать разработку и сборку джетов с определенной конфигурацией, отличной от привычных самолетов, маленьким количеством посадочных мест и высоким уровнем комфорта, то ситуация значительно изменится.